Критика о художнике Выставки Критика о работах
Элен Гера’ (ELEN GERA, иногда встречается перевод Ellen Gera)
"На
сегодняшний день Элен Гера, чьи выставки
всегда отличались необычной организацией и
интересной концепцией, одна из наиболее
ярких молодых художников, имеющих и
классическое художественное образование и
собственную живописную манеру, можно
сказать и собственную философию,
отраженную в творчестве. Ее картины и
фотоработы находятся в частных и
корпоративных коллекциях многих стран. В
середине девяностых Элен курировала
выставки российских художников в Италии,
вслед за которыми в этой стране прошли уже
персональные выставки картин, написанных
акварелью и маслом в классическом духе
российского романтического реализма ." И
хотя до конца 90х в творчестве художницы
доминировал лирический реализм,
появлялись и работы, в которых заметен след
поиска новых средств и форм выражения в
изобразительном искусстве. К новому
тысячелетию стало появляться больше работ,
носящих явно абстрактный характер, и стиль "Другая
Реальность" картин, объединенных в серии
под названием "Игры с подсознанием"
стали постепенно доминировать в творчестве.
По признанию самой художницы, на ее
творчество значительное влияние оказало
творчество Кандинского и Поллока. "Присмотрись и с
каждым взглядом на картину, откроешь для
себя что-то новое, как
и мир бесконечен для открытий, так же
картина
открывает все новые имиджи и оттенки смысла
их бесконечны. Они
бросают свет на то, что является чистым
знанием, как в молении перед иконой
появляется свет и верное знание, так и при
созерцании картины, проявившийся имидж
освещает доминанту сознания, формирующую
реалии дня. Для меня
картины "Игры с подсознанием" - более
мощный и удивительно интересный инструмент
познания, чем
просто созерцание момента, отпечатанного
на холсте. Есть камера для точного кадра. А картину "Игры
с подсознанием" невозможно скопировать.
И каждый в ней видит свой имидж.",
говорит
в интервью Гера, «я
использую необычную технику согласно моим
исследованиям цвета и природы
восприятия…… ...образы в картинах
изменяются в зависимости от освещения и
несут смысловую нагрузку, воспринимаемую
человеком подсознательно через визуальные
ощущения. Можно сказать, что мои картины -
инструмент, стимулирующий образное и
абстрактное мышление, развивающий
взаимодействие сознательного и
бессознательного.....или таинство
божественного Откровения». С
тех пор мы можем говорить о двух сторонах ее
творчества: "Созерцание" и "Игры с
подсознанием". В 1999 Гера основала арт
галерею "GeraGallery" в Новотеле, Москва,
которая провела многие представления,
выставки, экспозиции работ известных
художников и скульпторов. Первая
персональная выставка работ в Москве
прошла в начале 2001 г. Первый крупный арт-проект
- в августе 2001г "Bell'Art:
Женский взгляд в искусстве".
Арт-проект
«Bell’Art.
Женский взгляд» 2001 г.(театральный и арт-перформанс,
экспозиция, светоинсталляция) первым
поднял на повестку дня темы «Искусство Жить»,
"Искусство и взгляд женщин",
проблематику различий воззрений и
толкований мужчин и женщин, тему
толерантности, как основы познания разных,
но взаимодополняющих мировоззрений. Арт-проект
имел широкий резонанс в обществе:
Третьяковская галерея провела выставку "Женский
Взгляд в изобразительном искусстве",
появилась телевизионная передача "Женский
Взгляд", излюбленным слоганом глянцевых
журналов стало "Искусство Жить ".
Продолжением Bell’Art
стали арт-проекты «Выбор», «Гарем
Халифа», "Больше, чем Живопись",
«Нашествие Красного», «Любовь», «Другая
Реальность», "Перцепция",
созданы Э.Гера в рамках единой темы "Eritis
sicut Deus scientes bonum et malum" ("Подобно Богу зная
Добро и Зло" Ветхий Завет).
В ее творчестве
2 линии работ, символизирующие разные грани
реальности, дополняющие друг друга, –
действие и созерцание, чувства и разум,
сознательное и бессознательное: обращение
к духовности, библейской тематике, к
природе в лирических, спокойных
реалистических работах «Природа.
Созерцание» и сложная экспрессивная
волнующая и мистическая абстракция,
обращенная к исследованию человеческой
природы «Игры с подсознанием».
Ее работы
во многих частных и корпоративных
коллекциях во многих странах Европейского
Союза, Великобритании, Швейцарии, США и
Канады, Японии, Кореи, Китая, и,
конечно же, России.
Критика и отзывы
Dr. Jurate Macnoriute, Art Journal «THE SECRETS OF PERFECTION», 2004 «В попытке классифицировать творчество этого художника, мы можем говорить и о мистическом реализме, и о визуальной иносказательности, о символизме, о близости к Pittura Metafisica, но ее творчество не ограничивается рамками какого-либо художественного направления, оно самобытно, в нем проявляется высокая духовность и вечность, отличающие работы великих мастеров прошлого. Мы понимаем, что все, о чем ведают нам ее картины, есть истина, абсолют, неподдельно, искренне, духовно, свято….»
________________________
Гусевская Виктория. "Элен Гера: Личность и творчество.":
"Я восхищаюсь совершенством, достигнутым талантом и трудолюбием, перед мастерами я в почтении склоняю голову. Любая работа включает в себя ремесло, но она никогда не станет произведением искусства, если не оживлена энергией Создателя, божественной искрой идеи" , сказала мне в интервью Элен Гера. Необычная многогранная яркая личность. Уникальные по своей природе, метафизические, живые картины, "излучающие тепло как иконы", так отозвалась о них с благоговейным трепетом доктор медицинских наук, специалист по тибетской медицине Института нетрадиционной медицины Академии Наук, Наталья Николаевна Мищенко. Полотна действительно излучают поразительную самодостаточность. Их можно принять или нет, выражать к ним интерес, восхищение или непонимание, но нельзя не согласиться с очевидным фактом - в современной живописи они занимают очень определенное яркое место. Похоже, что своим творчеством Элен разрушает стереотип, что современное искусство бессмысленно, что культ слабости и деструктивизма поглотил все, что в погоне со временем неизбежно гибнет созидательное начало. Работы Гера - гимн Жизни, многоликой, многогранной, меняющейся, и, поэтому, интересной. И как отражение быстроменяющейся и по-разному интерпретируемой Реальности - многогранность тем и художественных решений, как будто художник стремится составить полную картину многомерной реальности. В одних картинах преобладает форма и логическое начало, настраивая на созерцание и спокойное размышление, в других - господствует цвет, волнующий чувственные струны души, а экспрессия картины заставляет затаить дыхание. Характерная особенность, связующая нить этого многообразия - каждая из картин Элен Гера обладает способностью стимулировать созидательное начало человека, излучая энергию для рождения вектора мысли, чувства, действия.
Данная экспозиция, на мой взгляд, содержит призыв не бояться сложного и стремиться к гармонии и совершенству, заставляет задуматься о великом разнообразии культур нашего мира, форм самовыражения и индивидуальности восприятия реальности, подводя к важной проблематике - толерантности. Возможно, искусство поможет людям развить способность слышать друг друга и понимать, видеть мир во всем его многообразии и стать совершенней, лучше. Возможно, приблизит к Богу."
__________________________
Доронкина Евгения. "Об экспозиции Э.Гера "Bell'Art: Больше, чем живопись" на выставке АРТс-2003"
"В той самой точке,
где пересекаются вечность и время
на крестовине оконного переплета души.."
М.Павич "Внутренняя сторона ветра"
"Элен Гера, чьи выставки всегда отличались необычной организацией и интересной концепцией, участница АRTs-2003. На сегодняшний день она - одна из наиболее ярких молодых художников, имеющих и классическое художественное образование и собственную живописную манеру. Ее картины и фотоработы находятся в частных и корпоративных коллекциях многих стран. В середине девяностых Элен курировала выставки российских художников в Италии, вслед за которыми там же прошли персональные выставки ее работ. В экспозиции ARTs есть как работы, уже выставлявшиеся в Европе и Москве и имеющие различные истории и трактовки, так и работы еще неведомые широкой публике. Выставка не оставляет равнодушных.
Экспозиция, как и все творчество художника, состоит из двух серий работ. "Игры с подсознанием" - яркие и неординарные полотна, провоцирующие креативное воображение, взаимодействующие с чувственным восприятием, освещающее живые образы в глубинах подсознания. "Присмотрись и каждый раз ты будешь открывать для себя что-то новое. Картину можно сравнить с мелодией, книгой, глубокой, постепенно раскрывающейся, но она никогда до конца не постижима, ибо она - открывающаяся дверь к твоему собственному подсознанию", говорит Элен. Следующая серия "Созерцание" открывает взору удивительную мощь мироздания, и вместе с тем спокойствие и умиротворенность. Любовь к миру и его Создателю продолжается в цикле фоторабот. Во всех работах без исключения есть особенное ощущение свободы внепространственной и вневременной. Как дополнение к экспозиции представлено и литературное произведение "Материя Свободы". "Свобода", "Свобода личности" - тема актуальная всегда, особенно в четко структурированном обществе, когда почти каждый индивидуум ощущает на себе бремя правил и условностей. Поэтому я и обратилась к этой теме, ведущей к пониманию человеческой природы.", пишет автор в предисловие. Для Элен слово, звук, линия, цвет являются инструментами для создания образов, а представленное публике эссе - "результат исследования, запечатленный в образах, созданных не красками и линиями, а складывающимися из букв и звуков. Звукопись, задействуя сознание и бессознательное, рождает ассоциации, формирующие образы-ключи к разгадке тайн бытия".
________________________________
_______________________________
Доронкина Е., "О картинах Гера в проекте Bell'Art", 2001 «…Серия «Созерцание», на мой взгляд, – это ощущение художником гармонии мироздания, осознание им самим своего величия и в то же время своей ничтожности, в этих картинах затронуты умиротворение и спокойствие, вопросы Бога и веры. Серия «Игры в подсознательное» – это фантазия, это мечта, это неосознанное, это ПАРАДОКС!!! Нет четких форм, но все понятно. Нет последовательности, но есть завершенность. Из этой серии мне бы хотелось остановить внимание на картине «Адамово яблоко». Это то, что не описать словами, это заложено в подсознании и не имеет названия. Это что-то материнское, тепловатое, молочное, сакральное. Это, какое-то начало, это то, что было до всего, простое и необыкновенно сложное одновременно, наполненное и полое, тугое и прозрачное, это центр и в то же время ноль, это естественное и искусственное, это плод и разум, чувство и предчувствие. Такого рода картины не могут подвергаться оценке, они просто существуют отдельно, самобытно, они как будто дарованы вечностью. И то, что эта картина вызывает лишь поток ассоциаций, по-моему, совершенно логично. Мы не можем в полной мере описать то, что выходит за рамки сознания, что алогично, мы можем только это прочувствовать."
________________
Кузнецов, 2000«…Глубокие, спокойные, иногда с тонкой иронией, но всегда энергоемкие, как хорошо написанные книги. Очень интересны работы из серии “ Игры в подсознательное ”, ряд которых предвосхищает высказывание «И разум, исследивший все пути, наткнулся сам на собственные грани». Самой яркой из этих картин можно считать работу “Инферно”, которая была написана, как утверждает Гера, под влиянием J.Pollock. Изображение увлекает взор в глубь картины, в загадочные соблазны, в неизвестность. Вы ощущаете себя рядом с приоткрывающейся дверью в другое измерение. Картина живет своей жизнью и меняет формы в зависимости от световой интенсивности в пространстве вне картины. Не имеет ярко выписанных форм, но каждый точно определяет смысловую нагрузку картины.»
___________________
Штейн , 1995 "О пейзажах"«Вдохновение приносят яркие краски природы. Сюжет – прост, но насыщенная игра цвета в пространстве завораживает. Ее пейзажи наполнены светом, пространством и смирением. Чтобы не было бы изображено, но именно туда хочется уйти.»
___________________
Varner
Gallery,
Paris,
2000
___________________
Carla
Gugi, “Il Saggiatore” gallery, Rome, 2002
___________________
"Я помню то состояние, когда любовалась Вашими картинами - они вернули меня к жизни. Вы не могли бы сообщить, когда будет ближайшая выставка Ваших работ?..." Ангелина, зрительница
репортажи с выставок на сайте Арт-проекты Элен Гера
Гера о своем творчестве: «я использую необычную технику согласно моим исследованиям цвета и природы восприятия……...образы в картинах изменяются в зависимости от освещения и несут смысловую нагрузку, воспринимаемую человеком подсознательно через визуальные ощущения. Можно сказать, что мои картины - инструмент, стимулирующий образное и абстрактное мышление, развивающий взаимодействие сознательного и бессознательного.....или таинство божественного Откровения»
------------------------------------------------------------